8 (499) 390-25-33 sales@moviemoscow.ru

Мы уже 6 лет работаем в сфере видеопроизводства и должны сказать, что к сожалению, многие заказчики зачастую слабо представляют себе процесс производства видео и поэтому ошибочно упрощают его. Это ведёт к недопониманию, ошибкам и как следствие — результату, который мог быть лучше. На примере относительно простой отчетно-репортажной съемки мы описали основные этапы производства, рассказали, почему это важно и к чему может привести игнорирование этих моментов.

ПРОЦЕСС

Почему-то многим кажется, что отчётно — репортажная съемка происходит примерно так:

  1. Заказ съемки
  2. Съемка
  3. Монтаж

Нет. В целом похоже, но нет, пропущены два важных этапа: сбор информации и подготовка.

Верный пайплайн:

  1. Заказ съемки
  2. Сбор информации
  3. Подготовка
  4. Съемка по ТЗ
  5. Монтаж по ТЗ

1. СБОР ИНФОРМАЦИИ

Для начала продакшну нужно получить как можно больше информации о ваших ожиданиях от итогового видео и о мероприятии. Поэтому помимо очевидных технических вопросов вроде даты\места мы должны знать:

1.1 Программу мероприятия

1.2 Важные моменты мероприятия

1.3 Референсы

1.4 Ожидания от видео

1.5 Хронометраж

1.6 Информацию по монтажу

1.7 Любые детали не оговорённые ранее

Давайте разберём список подробнее:

1.1 ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ

Программа мероприятия нужна, чтобы оператор мог распределить своё время и знать, когда него будет время на то чтобы, к примеру, отойти поставить на зарядку аккумулятор. Или понять, сколько времени будет необходимо вести съемку непрерывно.

1.2 ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ МЕРОПРИЯТИЯ

Решение “снимите всё, потом разберемся” плохое, потому что не позволяет сконцентрироваться на действительно важных моментах и увеличивает срок монтажа. Лучше сразу указать наиболее важные моменты.

1.3 РЕФЕРЕНСЫ

Референсы — это примеры видео, которые вам нравятся и на которые оператор может ориентироваться при съемке, а монтажер при монтаже. Поговорка “Лучше 1 раз увидеть, чем 100 услышать” максимально точно отражает этот момент. Мы, как профессионалы, можем практически сразу понять, как снято видео, “разобрать его по кусочкам” у себя в голове и понять, как снять что-то похожее.

1.4 ОЖИДАНИЯ ОТ ВИДЕО

Референсы это хорошо, но и они не дают полной картины. Каким должно быть итоговое видео? Динамичным? Размеренным? Какая музыка? Чего точно следует избегать в видео и каким оно не должно быть? В общем это бесконечно большая категория и чем больше информации вы нам дадите, тем ближе будет итоговое видео к вашим ожиданиям.

1.5 ХРОНОМЕТРАЖ

К примеру вы хотите отчётное динамичное видео с выставки книг на 5 минут. По опыту мы можем сказать, что динамичное, интересное видео имеет хронометраж до 2 минут. Лучше — 1 минута.

1.6 ИНФОРМАЦИЯ ПО МОНТАЖУ

Я вынес её в отдельную графу, хоть заказчик может и не понимать, что относится к монтажу, а что к съемке. Суть в том, что монтаж начинается со съемки. Нельзя просто взять и всё переделать на монтаже — материал уже снят.

Объясню на примере строительства:

Вы говорите, что нужно построить дом (ТЗ), я подбираю стройматериалы, чтобы у вас был самый крутой дом (Подготовка), и строю дом (Съемка и Монтаж). Но если вдруг вам понадобиться не дом, а космический корабль, то результат будет ожидаемым.

1.7 ЛЮБЫЕ ДЕТАЛИ НЕ ОГОВОРЁННЫЕ РАНЕЕ

Любая деталь важна. Необходимость в записи интервью, дресскод, прибытие ровно за 17 минут, использование строго определенной музыки в монтаже. Лучше сказать больше, чем меньше — лишнюю информацию мы можем просто не учитывать, а вот не получив важную (или получив её в последний момент) — не сможем её учесть (во всяком случае в полной мере), а это повлияет на результат.

Тут мы выделим два критичнейших момента.

ТОЧНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ\ЗАДАЧИ

Развернутая и точная постановка задачи. Если вы хотите в видео видеть определенную вещь определенным образом, то необходимо чётко это прописать.

К примеру, если вы хотите видеть в видео Ивана Ивановича, снятого статично слева в профиль по пояс, то говоря “в видео нужен Иван Иваныч” вы 100% получите не то, что вы себе представляете.

В видео естественно будет Иван Иваныч, но снятый одним из миллиона возможных способов — крупно в анфас, либо слева в профиль проводкой, либо с верхней точки общим планом — вариантов действительно огромное количество и пока вы явно не скажете, что вы хотели бы видеть, при следовании ТЗ оператор будет руководствоваться логикой и своим вкусом. Это же относится и к постановке задач по монтажу.

СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИИ

Еще раз: чем раньше Вы предоставите информацию, тем более полно видеопродакшн сможет её учесть и использовать. К примеру, у нашего оператора в частной практике был заказ на съемку, обычный отчётно-репортажный ролик. Он его снял, смонтировал и только после этого узнал, что:

  1. 1. В ролике должно быть множество инфографики
  2. 2. Он должен быть определенного соотношения сторон (если быть точным — соотношения сторон требовались отличными от тех, которые были представлены в референсе)

Это всё очень сильно влияет на итоговый ролик и именно поэтому необходимо знать как можно больше деталей ДО съемки ролика. Многое можно поправить на монтаже, но это лишняя работа и в любом случае худший результат, нежели если учитывать это до съемки. Именно это и отличает нормальный ролик от хорошего ролика.

2. ПОДГОТОВКА

На этом этапе мы учитываем всю информацию и решаем, какое оборудование понадобиться оператору, если оно в аренде — на сколько его арендовывать, как проивзводить съемку, etc etc. По итогу у нас есть чёткое понимание будущей съемки.

3. СЪЕМКА

Имея чёткое понимание и, в сложных случая, чёткий план, оператор просто следует ему и получает именно тот материал, который был запланирован для монтажа.

4. МОНТАЖ

Из снятого материала монтажер монтирует итоговое видео. Правильный материал помогает монтажу, монтажер не отвлекается на ненужные кадры, не тратит много времени на подгон материала к музыке — всё заранее учтено и оптимизировано.

Мы надеемся вам стал более понятен процесс производства видео и вы прислушаетесь к нашим советам — это благотворно скажется как на итоговом видео, так и на сотрудничестве с продакшном в целом.

Тем не менее, в некоторых случаях невозможно обойтись без импровизации и даже в таких сложных условиях мы делаем свою работу на высшем уровне:

Никита Швецов
www.moviemoscow.ru